Городам пора умнеть

Май
06
2013

Жизнь обитателя крупного российского города из трудной неумолимо превращается в невыносимую: автомобилей на дорогах все больше и им уже не хватает асфальта; простора для маневра городским службам все меньше и им уже не хватает ресурса. Пробки запечатывают городские артерии не только в час пик, а уже почти круглосуточно. Ситуация безнадежная? Вовсе нет: все может измениться, надо только поумнеть. Как выяснил "Огонек", умнеть с чужой помощью мы уже начали.

Город Сестрорецк под Петербургом когда-то считался колыбелью революционного рабочего класса - здесь был крупнейший в империи оружейный завод, рабочие которого в 1917 году частенько приезжали в столицу, чтобы устроить очередную экспроприацию. Спустя сто лет Сестрорецк обещает стать колыбелью новой революции, но уже совершенно иного рода - как стало известно "Огоньку", именно здесь японские специалисты из консорциума Smart City Planning и архитектурного бюро Nikken Sekkei (вместе с российской девелоперской компанией "Северо-Запад Инвест") намерены с нуля построить "Новый берег" - первый в России "умный город". Как убеждены энтузиасты проекта, в дальнейшем "Новый берег" станет образцом для переделки всех остальных городов в России.

На прошлой неделе глава компании Nikken Sekkei господин Мицуо Накамура побывал в Москве в составе делегации генералитета японского бизнеса, сопровождавшей премьер-министра Японии Синдзо Абэ во время его визита в Россию. Следует ли из этого, что вопрос строительства "умных городов" сейчас выведен на высший государственный уровень, господин Накамура, впрочем, не говорит - формально это не его компетенция.

- Наши страны очень похожи,- так объяснил причины своего интереса к России Мицуо Накамура.- Большинство японцев воспитывались на российской культуре, изучали ее в школе. Японцы очень любят российскую музыку, российскую литературу, в частности Толстого, Достоевского. Мы восхищаемся Россией. Но помимо культуры большая привлекательность России - это ее природные ресурсы и энергетическая сфера, и мы хотели бы познакомить вас с новейшими японскими технологиями. Япония уже преодолела многие проблемы, которые сейчас стоят перед вами, и мы готовы делиться решениями и нашими разработками.

В проекте "Новый берег" действительно важен именно японский опыт, поскольку под Петербургом так же мало свободной земли, как и в Стране восходящего солнца, "умный город" будут строить на искусственном острове, намытом у побережья Балтики. Общая площадь нового города составит свыше 510 га, общая площадь жилой застройки - 2300 млн кв. м, объектов коммерческого и социального назначения - около 1 млн кв. м, создаваемых рекреационных зон - около 130 га. Утверждается, что "Новый берег" станет первым в России мини-полисом, в котором воплотятся все основополагающие японские принципы и требования к окружающей человека городской среде.

Японская концепция "умного города" - Smart City - предполагает гармоничное сочетание пяти базовых условий: обилие зеленых зон, наличие базовой энергетической и транспортной инфраструктуры, внедрение интеллектуальной инфраструктуры - это энергосберегающие технологии и т.д., развитие социальных коммуникаций и бытового сервиса и, наконец, обеспечение высокого культурного уровня, позволяющего поддерживать определенный стиль жизни.

- Сегодняшняя Москва напоминает Токио 70-х годов,- задумчиво говорит Мицуо Накамура.- Здесь так же тесно, пыльно и грязно, как в свое время было и у нас. И все понимали, что разом проблемы крупного мегаполиса решить не получится. Тогда городские власти сказали: вот вам небольшой район с индустриальной застройкой, попробуйте перестроить его. И после того, как концепция "умного города" себя оправдала, власти Токио в 1988 году приняли закон о содействии полицентричному пространственному развитию города, согласно которому были определены основные направления вывода городских функций из центра в пригороды. Токио стали перестраивать - район за районом, постепенно.

Российским властям сегодня легче, чем японским: позитивный пример влияния "умных городских технологий" уже известен по мировому опыту, поэтому специалисты компании Nikken Sekkei на правах консультантов участвуют сразу в пяти российских девелоперских проектах - помимо Питера еще в Красноярске, Волгограде, Нижнем Новгороде, Чебоксарах.

- Превращение российских городов в "умные мини-полисы" решит множество городских проблем,- уверен Мицуо Накамура.- В частности, создание информационных систем позволит объединять кварталы города в подобие экосистемы, что даст возможность лучше распределять коммунальные услуги между конкретными домами. Каждый житель города сможет следить за собственным расходом энергии, воды и использованием других коммунальных услуг, сравнивать их с рассчитанными средними значениями и сокращать избыточные траты.

Самым важным для россиян, однако, пока остается решение транспортной проблемы, а не экосистемы в жилых кварталах. Уже не только Москва и города-миллионники, но кое-где и областные центры задыхаются от многокилометровых пробок, которые парализуют городские улицы. В некоторых городах местные власти ради удобства автомобилистов даже уничтожили трамваи и троллейбусы, но это только усугубило ситуацию: лишившись общественного транспорта, горожане стали активнее пересаживаться на личный. С возросшей интенсивностью автомобильного потока традиционные "силы и средства" - доблестные дорожные службы и ГИБДД - справиться просто не в состоянии, ресурса не хватает. Мировой опыт подсказывает выход: реформировать имеющуюся дорожную сеть, переложить вопрос координации коммуникаций на плечи электронных интеллектуальных систем, автоматизировать управление уличным движением. "В "умном городе" должен быть умный транспорт",- почти философски заключает господин Накамура.

Нельзя сказать, что московские власти не озабочены созданием когда-нибудь "умной Москвы". Скорее, напротив - за два последних года на решение транспортных проблем выделены рекордные суммы, сопоставимые с бюджетом среднего российского города. По инициативе московского мэра Сергея Собянина, например, на ключевых трассах появились выделенные под общественный транспорт полосы, введена в строй система автоматизированного управления движением "Старт" (работает в пределах Садового кольца и на основных магистралях) и АСУДД ТТК (то есть на Третьем транспортном кольце). В Москве было установлено 750 фото- и видеокамер, фиксирующих нарушения. Скоро запускают ИТС - интеллектуальную систему управления транспортными потоками, которая уже действует в крупных городах Европы и Азии (в прошлом году эту систему запустили в ряде районов на севере Москвы, а в этом году планируется, что система заработает полностью). Большие надежды власти возлагают и на ГЛОНАСС - около 8 тысяч автобусов и троллейбусов оснастят датчиками, что позволит создать единый диспетчерский центр, аккумулирующий всю информацию о движении общественного транспорта в столице.

Японского специалиста по "умным городам", правда, эти новации не сильно впечатляют.

- Если рассматривать японский опыт,- говорит Мицуо Накамура,- то надо признать: никакие автоматизированные системы управления сами по себе не смогли бы решить проблем Токио. Японскую столицу спасла не только электроника, но и многоуровневые развязки и широкополосные магистрали, благодаря которым многие городские учреждения и офисы были вынесены на окраину. Но в данном случае важно помнить, что реализация программы строительства новых дорог является очень длительным процессом, который занял в Токио свыше 20 лет.

Интересно, а мы через 20 лет поедем? Японский эксперт молча кивает головой. Молчание означает только одно: конечно, поедете. Если поумнеете...

«« назад

 


«Нотра Волгоград» в социальных сетях

           

Поделиться ссылкой на эту страницу